Автолигбез, советы автолюбителям. Все про автопромышленность.

Прогнозирование опасности

Для водителя в первую очередь важно уметь предвидеть возможные изменения дорожно транспортной обстановки, в которой он дви жется. Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и та информация об обстановке на дороге, которую он получил с по мощью наблюдения и анализа. Анализируя информацию, водитель только выделяет наиболее важные объекты и события, при прогно зировании же он предполагает, как они будут влиять на безопасность движения.
Логически процесс прогнозирования можно представить как отве ты на следующие вопросы. Что может произойти в ближайшем буду щем? Что произойдет с большей вероятностью? Представляет ли это непосредственную или потенциальную опасность? Какова опасность ситуации в целом? Для примера рассмотрим конкретную ситуацию. Например, вы движетесь на подъеме по незнакомой дороге. Других автомобилей не видно. Дорога впереди слегка уходит вправо, и поэто му вы не можете видеть ее далеко вперед. Недалеко от обочины дороги растут деревья, что еще больше ухудшает обзорность.
Что может произойти? Впереди может оказаться перекресток. На этом перекрестке может находиться автомобиль, поворачивающий на дорогу, по которой вы движетесь. Навстречу вам может выехать автомобиль, завершающий обгон. За подъемом может начаться крутой спуск, и при движении по нему тормозной путь вашего автомобиля увеличится.
Теперь о том, что такое непосредственная опасность и чем она отличается от потенциальной. Непосредственная опасность — это опас ность, которая очевидна и требует немедленных действий водителя. Например, ребенок может неожиданно выбежать на дорогу прямо пе ред вашим автомобилем. Потенциальная опасность — это опасность, которая может со временем стать непосредственной. Например, стоя щий около дороги пешеход может неожиданно начать переход дороги.
Поведение водителя в условиях опасности зависит от того, превы шает ли она тот уровень, который он считает для себя допустимым. Если превышает, то водитель будет стараться своими действиями уменьшить опасность. Водители довольно сильно различаются с точ ки зрения их готовности к риску, т.е. того, какой уровень опасности они считают для себя допустимым. Например, водитель может осо знать опасность ситуации, но, считая, что он может легко с ней спра виться, вести себя так, что его поведение значительно увеличит вероятность возникновения ДТП. Уметь предвидеть — это не только умение видеть, где и какая опас ность вас ждет, но и понимать, к какой конфликтной ситуации она может привести.
Можно условно выделить пять наиболее часто возникающих типов конфликтов.
1. Конфликт с транспортом, движущимся навстречу.
1.1. Встречное транспортное средство, поворачивая налево или разворачиваясь, выезжает на вашу полосу.
Признаки опасности: у встречного транспортного средства вклю чен сигнал левого поворота; оно снижает скорость; оно перестраива ется на левую полосу; справа пересечение с примыкающей дорогой;
впереди место для разворота.
1.2. Встречное транспортное средство при обгоне или объезде неподвижного препятствия выезжает на полосу вашего движения.
Признаки опасности: узкая проезжая часть; впереди у левого края дороги стоит или медленно движется автомобиль; встречный автомо биль приближается на большой скорости.1.3. Встречное транспортное средство на повороте выезжает на по лосу вашего движения.
Признаки опасности: встречный автомобиль движется с большой скоростью; крутой поворот; скользкая дорога; малая ширина проез жей части. Выявить и устранить эти конфликты заранее можно, если наблюдать за обстановкой на встречной полосе на большом расстоя нии и выявлять признаки опасности.
2. Конфликты с транспортом, перестраивающимся на полосу ваше го движения с соседних рядов.
2.1. Стоящий справа автомобиль, начав движение, резко выезжает на вашу полосу.
Признаки опасности: справа несколько стоящих автомобилей, у ближайшего к вам автомобиля включены сигналы левого поворота;
впереди слева перекресток, где разрешен левый поворот.
2.2. Транспортное средство, приближающееся с примыкающей справа дороги, по полосе разгона с ходу выезжает на вашу полосу движения. Признаки опасности: большой поток автомобилей, выезжа ющих на дорогу справа; плохая видимость обстановки на примыка ющей дороге; интенсивное движение на главной дороге.
2.3. Транспортное средство, движущееся по соседней полосе справа, резко перестраивается на вашу полосу.
Признаки опасности: на правой полосе движения слева пересече ние, на котором разрешен левый поворот; автомобили, движущиеся справа, имеют большую, чем вы, скорость.
2.4. Транспортное средство, движущееся по соседней полосе слева, резко перестраивается на вашу полосу. Признаки опасности: автомобиль, движущийся сзади, начинает обгон; на полосе слева от вас возникла помеха, справа впереди съезд с дороги вправо. Выявить и устранить эти конфликты вы сможете, если будете наблюдать за обстановкой сбоку и сзади, заранее выявляя транспорт ные средства, движущиеся с большой скоростью с включенными ука зателями поворота, а также помехи, которые могут вынудить других водителей перестроиться на вашу полосу.
3. Конфликт с транспортом, движущимся впереди в попутном направлении.Едущее впереди вас транспортное средство резко тормозит, дистан ция, разделяющая вас, быстро сокращается.
Признаки опасности: у едущего впереди автомобиля загорелись стоп сигналы, впереди регулируемый или нерегулируемый перекрес ток, далее разворачивающиеся или поворачивающие автомобили, а также неподвижное препятствие, другие помехи.
Чтобы избежать возможных конфликтов, наблюдайте за обстанов кой, за впереди едущими автомобилями, снижайте скорость вместе с ними, при появлении опасности, а также при приближении к опасным зонам увеличивайте дистанцию.
4. Конфликт с транспортом, движущимся сзади. Вы резко тормози те. Дистанция, отделяющая вас от движущегося сзади транспортного средства, быстро сокращается.
Признаки опасности: высокая скорость вашего автомобиля; мала дистанция до автомобиля, движущегося сзади; обстановка впереди требует значительного снижения скорости.
Избежать таких конфликтов можно, если заранее снижать скорость не резко, а плавно. 5. Конфликт с транспортом или пешеходом, пересекающим траек торию вашего движения под прямым углом.
5.1. Транспортное средство, движущееся по пересекаемой дороге, выезжает на полосу вашего движения под прямым углом.
Признаки опасности: плохая видимость обстановки на пересека емой дороге; неисправен светофор; большая скорость приближающе гося сбоку автомобиля. 5.2. Пешеход перебегает дорогу перед вашим автомобилем.
Признаки опасности: группа людей, стоящих у дороги; автомобили, стоящие у дороги (из за них могут выйти люди).
Чтобы устранить такие конфликты, надо наблюдать за обстановкой справа и слева от дороги, по которой вы движетесь. Заранее выявляй те находящихся у дороги пешеходов и автомобили, приближающиеся с примыкающей дороги.
Сможете ли вы распознать любой из рассмотренных конфликтов на самой ранней стадии его возникновения, во многом зависит от то го, насколько хорошо вы умеете оценивать пространственно времен ные параметры ситуации.Можно выделить следующие наиболее важные и часто встречающи еся параметры, из которых складывается такая оценка: скорость и ус корение, дистанция, направление движения. По ним водитель может определить время и пространство, которыми он располагает для вы полнения маневра, оценить его безопасность.
Как показывают результаты исследований, большинство людей делает такие оценки с недостаточной точностью. Отчасти это может быть объяснено тем, что в автомобиле человек лишается привычной для него связи, позволяющей оценивать скорость и расстояние.
При беге, езде на велосипеде, скачке на лошади человек может оценить скорость по величине мышечных напряжений, чувству рав новесия, дыхания и т.п. При езде на автомобиле эти привычки и ес тественные ощущения не позволяют столь точно оценить скорости передвижения. Кроме того, человек вообще мало приспособлен к оцен ке таких больших скоростей, с какими движутся современные транс портные средства. Многим водителям хорошо известно такое явление, как адаптация к скорости. При длительном движении по прямой дороге без пере крестков человек привыкает к высокой скорости и теряет способность реагировать на внезапные изменения условий движения, требующие резкого снижения скорости. Экспериментальные данные показывают, что наименее точные оценки характерны для большинства водителей при определении ско ростей движения встречного транспорта. В реальном движении это приводит к тому, что неправильно определяется то место, где про изойдет разъезд со встречным автомобилем. Точка встречи обычно оценивается как середина расстояния между автомобилями. В результате ошибок в оценке скорости водитель автомобиля, движущегося с большой скоростью, недооценивает расстояние до точ ки встречи, а водитель автомобиля, имеющего меньшую скорость, переоценивает это расстояние. Например, человек, совершивший об гон, будет считать этот маневр менее опасным, чем он есть на самом деле.


Улучшить глазомер можно с помощью несложных упражнений, позволяющих тренироваться без каких либо специальных приспособ лений прямо в пути.

Упражнение 1.

Двигаясь по дороге, вы видите впереди стоящий автомобиль. Определите на глаз, сколько до него метров.

Упражнение 2.

Вам навстречу движется автомобиль. Определите, в какой точке дороги произойдет ваша встреча.

Упражнение 3.

Выезжая со второстепенной дороги на главную, прикиньте, сколько времени займет у вас этот маневр. Начиная его, считайте: одна тысяча один (на проговаривание этих слов уходит ров но 1 с), одна тысяча два и т.д., пока не завершите маневр. Правильна ли была ваша первоначальная оценка?

Упражнение 4.

Подъехав к перекрестку, к которому справа приближается транспортное средство, прикиньте, сколько времени пройдет до его подъезда к перекрестку. Проверьте на счет и сравните со време нем на маневр, который вы хотели выполнить на пересечении.


Следующее, что необходимо при прогнозировании, — это умение учитывать возможные ошибки других участников движения. Конеч но, нет смысла никому не доверять и исходить только из того, что другой участник в любое время может нарушить ДТС. Однако полно стью полагаться на правильность действий окружающих тоже не сто ит. Ведь совершить ошибку можно не только умышленно, но и в силу различных обстоятельств, которые следует знать и учитывать. Напри мер, стоит проверить предположение о том, что другие вас видят. Причинами для сомнения могут быть ваше расположение в «слепой»
зоне или тот факт, что стекла автомобиля другого участника ситуа ции запотели или загрязнены либо багаж или одежда закрывают заднее стекло автомобиля. Кроме того, он может быть занят наблю дениями за другими объектами обстановки, его внимание может быть отвлечено прикуриванием или разговором с пассажиром. Наиболее тяжелые происшествия возникают при нарушении ПДД на перекре стках, поэтому лучше всего проверить, останавливаются ли автомоби ли, которые должны вас пропустить, или продолжают двигаться с той же скоростью.
К наиболее распространенным ошибкам можно отнести следу ющие: движение с малой дистанцией; выезд на полосу встречного дви жения при повороте направо; опасный обгон; неожиданный выезд со двора; смена полосы движения без видимой необходимости; резкое торможение при подъезде к перекрестку; неподача сигнала перед выполнением маневра; ложная подача сигнала. Учитывайте такие ошибки и старайтесь действовать, исходя из принципа «доверяй, но проверяй».
Правильный прогноз невозможен без знания ПДД и умения приме нять их в конкретных ситуациях. Причем чем сложнее конкретизиро вать правило для данной ситуации, тем больше вероятность того, что у других участников возникнут свои, отличающиеся от вашего толкова ния требуемого поведения. Поэтому лучше перестраховаться и дейст вовать максимально безопасно, т.е. лишний раз уступить право проезда.

Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*

$14,100.00 (44 Bids)
End Date: Tuesday Jun-18-2019 21:30:00 PDT
|
1953 Chevrolet Other Pickups 1953 Chevy Truck 3100 5 Window Rat Rod No Air Ride Not Bagged Lowrider Patina

$100.00 (2 Bids)
End Date: Sunday Jun-23-2019 15:04:51 PDT
|
1984 Chevrolet Other Pickups -- 1984 Chevrolet K10 Truck 5.7L V8 4BL OHV Black

$6,100.00 (18 Bids)
End Date: Saturday Jun-22-2019 18:00:00 PDT
|
1970 Chevrolet Corvette Base 1970 Corvette "Barn Find", Wide Body Coupe, Runs/Drives/Stops, No Reserve!!!

$500.00 (0 Bids)
End Date: Friday Jun-21-2019 13:43:00 PDT
|
2011 Ford F-150 Lariat 2011 Ford F-150 Lariat 86,372 Miles Pale Adobe Metallic 4D SuperCrew 5.0L V8 FFV

$1,130.00 (7 Bids)
End Date: Saturday Jun-22-2019 7:23:48 PDT
Buy It Now for only: $8,500.00
| |
1955 Chevrolet Other Pickups 3100 1955 Chevy Pickup Truck 3100 Short Box 1/2 ton nice patina original body paint

$18,500.00 (0 Bids)
End Date: Saturday Jun-22-2019 15:32:45 PDT
|
1968 Chevrolet C-10 CUSTOM 1968 SHORT BED CHEVY TRUCK

$12,500.00
End Date: Wednesday Jul-10-2019 19:19:21 PDT
Buy It Now for only: $12,500.00
|
1957 Chevrolet Other Pickups 1957 Chevy 3100 Truck

$27,999.00
End Date: Wednesday Jun-26-2019 23:34:52 PDT
Buy It Now for only: $27,999.00
|
2006 Copyright © «Automotives.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания Автомобильная промышленность, развитие, история, предприятия автомобильной промышленности. Диагностическое оборудование. Технические справочники. Продажа автооборудования. Книги для начинающих и опытных автолюбителей. | Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой | Партнёрская программа для магазинов. | Скрипты Nevius. | Продвижение сайтов 1ПС. | Хостинг Valuehost.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика