Автолигбез, советы автолюбителям. Все про автопромышленность.

Смотреть и видеть

Согласны ли вы с тем, что смотреть и видеть — не одно и то же? Подтверждением этому служит эксперимент, проведенный психологами. Группе испытуемых была показана фотография, изображавшая доволь но оживленную улицу города. После чего каждого из них попросили перечислить несколько запомнившихся ему объектов или событий, изо браженных на фотографии. Полученные ответы сильно различались. Наибольшее влияние на то, что увидит человек в той или иной си туации, оказывает целевая направленность его внимания, т.е. то, какую информацию он хотел бы получить из окружающей обстановки. Для водителя основная цель наблюдения — получение информации о наи более важных, с точки зрения безопасности движения, объектах и со бытиях дорожно транспортной обстановки.
При движении на автомобиле водитель сталкивается с большим числом самых различных объектов и событий. Его мозг не в состо янии переработать всю получаемую информацию. Кроме того, далеко не все из того, что он видит, важно для него с точки зрения безопас ности движения. Поэтому надо научиться из всего потока информа ции быстро и правильно отбирать и анализировать наиболее важную. Отсутствие такого умения приводит к большой трате времени на обра ботку сведений, ценность которых, с точки зрения безопасного движе ния, незначительна. Важными для водителя являются только те объекты, которые могут повлиять на движение автомобиля и стать причиной критической ситу ации или ДТП. Следует отметить, что при наблюдении за дорож но транспортной обстановкой основную роль играет зрение, а при анализе полученной в результате наблюдения информации требуются определенные умственные навыки.
Умение анализировать — это прежде всего умение классифициро вать все встречаемые объекты по определенным категориям в зависи мости от их влияния на безопасность движения автомобиля. Можно выделить три основные категории объектов.

+ Объекты, угрожающие безопасности движения автомобиля. К ним могут относиться неподвижные препятствия, такие, как стоящие автомобили или столбы, движущиеся препятствия — пешеходы, автомобили, велосипедисты и препятствия, закрыва ющие обзор, — холмы, строения, деревья.

+ Объекты информационного характера. К ним относятся дорож ные знаки, разметка, сигналы светофора и регулировщика.

+ Объекты, не представляющие опасности для движения автомо биля, — реклама, пешеходы, идущие по тротуару и т.д.Дорожно транспортная обстановка постоянно изменяется, что требует от водителя непрерывного и быстрого анализа информации. Однако, несмотря на многообразие информации, количество объек тов, которые могут влиять на возникновение ДТП в каждый конкрет ный момент времени движения, не так уж велико. Поэтому прежде всего надо выявить наиболее важные объекты. Затем на основе более подробного анализа определить степень важности каждого из них. На пример, включение сигнала поворота стоящего автомобиля — признак того, что автомобиль может начать движение. Важность этого собы тия высока, так как оно может привести к опасной ситуации. Предполо жение о начале движения стоящего автомобиля может быть проверено на основе других признаков, например, началом поворота ведущих ко лес в сторону движения и т.д. Чем больше таких признаков будет вы делено, тем правильнее будет принятое решение и меньше вероятность возникновения ДТП. Анализ обстановки может стать более быстрым и точным, если на учиться правильно группировать полученные сведения и рассматри вать дорожно транспортную обстановку как набор объектов и событий, относящихся к определенным группам. Это, во первых, гарантирует учет всей важной информации, во вторых, сокращает время анализа, в третьих, позволит более равномерно осматривать всю обстановку.

Как мы уже отмечали, все элементы дорожно транспортной обста новки можно классифицировать по трем группам:

1) дорожные знаки, сигналы и дорожная разметка;

2) поведение и состояние других участ ников дорожного движения;

3) дорожные условия.

Анализируя дорожно транспортную обстановку, следует отдельно рассматривать все объекты и события, относящиеся к каждой группе, выделяя основные признаки, характерные для каждой из них. Рассмо трим их более подробно. Дорожные знаки, сигналы регулировщика и светофора и дорож ная разметка информируют об условиях движения на конкретном участке дороги. Они предупреждают водителя о наличии впереди по воротов, уклонов и других изменений обстановки, а также напоми нают о законах дорожного движения. Поэтому анализировать их надо в первую очередь.
Другие участники движения — это другие транспортные средства, водители, управляющие ими, пешеходы, велосипедисты и т.д.
Транспортные средства существенно различаются своими характе ристиками, у них разная мощность, размеры, тормозные свойства и т.д. Люди, управляющие ими, также различаются по своим способностям, физическому и эмоциональному состоянию. Водитель должен не толь ко знать о существовании таких различий и о характере их влияния на безопасность движения, но и уметь выявлять их по определенным признакам. Ниже перечислены некоторые признаки, по которым мож но судить о возможных перемещениях автомобилей и действиях води телей.
Признаки, характеризующие движение автомобиля:

+ изменение направления движения и повороты (включение сигна лов поворота, расположение на дороге, на полосе, на обочине или у тротуара, направление повернутых передних колес, наклон кузова и распределение груза);

+ ускорение и скорость (дым из выхлопной трубы, оседание задней части автомобиля, шум при качении шин по дороге);

+ замедление и торможение (включение стоп сигналов, наклон передней части автомобиля вниз, скрип тормозов);

+ состояние автомобиля (наличие повреждений, распределение груза, состояние окон автомобиля, наличие на автомобиле номерного знака другой области).
Признаки, характеризующие водителя:

+ навыки управления автомобилем (использование сигнализации, соблюдение дистанций и скорости движения, характер движения по полосе);

состояние водителя (разговор с пассажирами, курение, принятие пищи, чтение). Большое число ДТП происходит потому, что один из участников движения не видел другого, а второй, думая, что его видят, не прини мал необходимых мер для ликвидации опасной ситуации. Поэтому очень важно уметь определять, видят ли вас другие участники си туации. Вот некоторые признаки, по которым можно судить об отвлече нии внимания водителя другого транспортного средства: водитель при куривает, водитель разговаривает с пассажиром, водитель увидел знакомого и пытается привлечь его внимание. Мешает видимости и загрязнение стекол, неработающие стеклоочистители, солнце, светя щее прямо в глаза, сувениры, висящие в салоне, и др.
Особого внимания требуют пешеходы и велосипедисты. Поведе ние этой категории участников дорожного движения наименее пред сказуемо. Надо быть очень внимательным по отношению к детям. Ребенок не может правильно оценить скорость автомобиля, навыки наблюдения за дорожной обстановкой у него развиты очень плохо.
Перечислим некоторые признаки, которые следует учитывать води телю при взаимодействии с пешеходами и велосипедистами: возраст, пол и физическое состояние, расположение их на проезжей части, обочине или тротуаре, движение в группе или по отдельности, направ ление взгляда. Перейдем к третьей группе — дорожным условиям.
Крутые повороты, подъемы и спуски, сужения. На криволинейных участках дороги условия движения осложняются. Здесь возникает бо ковая инерционная сала, которая стремится сместить, а в некоторых случаях и опрокинуть автомобиль в сторону, противоположную пово роту. Чем круче поворот, чем меньше радиус закругления, тем он опас нее. Напротив, закругления с большими радиусами — 1000-2000 м — практически не требуют изменения режимов движения автомобиля, а потому не опасны.
Многочисленные статистические данные ряда стран позволяют выявить характерную зависимость: чем меньше закругления дороги, тем выше аварийность этого участка. Так, при радиусе кривой менее 100 м относительная аварийность почти в 4 раза выше, чем на закругле ниях с большим (1000 м и более) радиусом.
Особенно опасен поворот в конце суженного спуска. Сверху из за искажения в восприятии водитель не может точно определить кривиз ну поворота в конце спуска, поэтому реальные условия могут застать его врасплох. На таких участках водители часто не могут вписаться в поворот, теряют управляемость.
Подъемы и спуски также являются неблагоприятными участками движения автомобилей, причем зависимость прямая: чем круче подъем или спуск, тем выше аварийность. Подъемы опасны тем, что автомоби ли из за неправильного выбора предшествующего режима движения не могут преодолеть подъем, иногда скатываются назад из за отказов тормозной системы иди скользкой дороги и т.п. Кроме того, подъемы опасны из за ограничения видимости на переломе подъема.
Спуски опасны в основном тем, что автомобиль под действием силы тяжести стремится увеличить скорость. Кроме того, водители на спусках неправильно оценивают скорость своего автомобиля (обыч но меньше, чем на самом деле) и других автомобилей. Часто тормо жения двигателем (вспомогательным тормозом) бывает недостаточно, приходится применять рабочую тормозную систему. На продолжитель ных крутых спусках, если часто пользоваться колесным тормозом, он может отказать из за перегрева тормозных барабанов. Совершенно недопустимо на крутых спусках использовать накат.
ДТП на подъемах и спусках в основном происходят при вынужден ной остановке, скатывании назад, столкновении при обгоне, превыше нии безопасной скорости движения па затяжных спусках, применении экстренного торможения на спусках. Места дорожных происшествий сосредоточиваются в конце подъемов, на выпуклых вертикальных кри вых, на поворотах в конце спуска или подъема. Сужения дороге застав ляют водителя снижать скорость. Особенно опасны неожиданные сужения дороги, о которых води тель не был предупрежден. Часто ДТП случаются на мосту во впади не, когда водитель на большой скорости съезжает под уклон. Здесь также происходит неправильная оценка габаритов встречного транс порта и ширины проезжей части, поэтому возникает боковое столк новение. Следует различать реальные сужения дороги (ремонт и т.п.) и мни мые, воспринимаемые водителем в силу некоторых особенностей его характера. К примеру, на мосту ширина проезжей часть может быть равной остальным участкам, однако из за особенностей восприятия водители фактически чувствуют себя здесь более стесненными. Ана логичный эффект возникает на участках с высокими ограждениями, бордюрами и т.п., от которых водитель удаляет автомобиль тем больше, чем выше ограждение и скорость движения.
Кроме того, дорога становится уже с увеличением скорости пото ка, так как водитель рефлекторно сдвигается дальше от края проез жей части. При встречных разъездах на высокой скорости водители также стремятся оставить побольше интервал между машинами. Следует также учитывать, что человеческий глаз оценивает ширину дороги в зависимости от высоты расположенных рядом с ней верти кальных сооружений по отношению к проезжей части. В результате одна и та же ширина дороги может восприниматься водителем как разная. Неучет этого фактора некоторыми водителями ведет к столк новениям со встречным транспортом из за ошибок в оценке ширины проезда. Пересечения дорог могут быть в одном, двух или нескольких уровнях. Безопасность движения на пересечениях дорог в одном уров не в значительной степени зависит от обеспечения видимости и обзор ности на них.
Особенностью пересечений дорог в одном уровне является пересе чение траекторий движения автомобилей с различных направлений, образуются конфликтные точки — потенциальные места ДТП.
На безопасность движения на пересечениях значительное влияние оказывают углы пересечения потоков движения. Исследования пока зывают, что наиболее безопасны пересечения, расположенные под ос трым углом (50-75 ). В этом случае водителю обеспечивается и лучший обзор, и условия для оценки обстановки движения.

Однако слишком острый угол примыкания (40 ) становится опасен, так как автомобиль часто въезжает на новую дорогу, не снижая скорости (с ходу), при этом водитель часто неправильно оценивает траектории движения конфликтующих автомобилей. В этих случаях повышают безопасность получаемые в последнее время распространение поло сы разгона и торможения, позволяющие плавно встраиваться в поток. Еще большую безопасность обеспечивают транспортные развязки в разных уровнях, где число конфликтных точек сведено к минимуму. Опасным местом является пересечение автомобильных и железных дорог. На железнодорожных переездах, особенно неохраняемых, про исходит до 40% от общего числа происшествий на железных дорогах. Частая причина столкновений — плохая видимость и обзорность на уча стке железнодорожного переезда.
Устройство направляющих островков, широких разделительных полос и обочин, краевых полос, кюветов с пологими откосами, а также ограждений на опасных участках значительно повышает безопасность дорог.

Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*

$8,000.00 (28 Bids)
End Date: Sunday Jun-23-2019 19:06:46 PDT
Buy It Now for only: $12,500.00
| |
1969 Chevrolet Camaro Base 1969 Chevrolet Camaro Project

$25,400.00 (30 Bids)
End Date: Saturday Jun-22-2019 8:59:08 PDT
|
1969 Ford Mustang GT Convertible Indian Fire Red, 351W, 4 Speed Manual, Convertible, Marti Report

$4,500.00
End Date: Saturday Jun-22-2019 6:15:46 PDT
Buy It Now for only: $4,500.00
|
1986 Chevrolet Other Pickups 1986 Chevrolet 3500 Fire Department Utility Truck 4x4

$9,600.00 (6 Bids)
End Date: Wednesday Jun-26-2019 11:07:16 PDT
|
1966 Ford Mustang GT Fastback Clean Mustang Fastback, A-Code, 289 V8, 4 Speed Manual, Cold A/C, Burgundy

$4,069.00 (17 Bids)
End Date: Thursday Jun-27-2019 18:40:57 PDT
Buy It Now for only: $6,500.00
| |
1969 Chevrolet Other Convertible 1969 Buick Skylark 400 s convertible

$3.25 (3 Bids)
End Date: Wednesday Jun-26-2019 10:00:47 PDT
Buy It Now for only: $21,740.00
| |
2010 Chevrolet Camaro 2SS Texas Direct Auto 2010 2SS Used 6.2L V8 16V Manual RWD Coupe Premium OnStar

$12,500.00
End Date: Wednesday Jul-10-2019 19:19:21 PDT
Buy It Now for only: $12,500.00
|
1957 Chevrolet Other Pickups 1957 Chevy 3100 Truck

$6,000.00
End Date: Friday Jul-12-2019 11:19:59 PDT
Buy It Now for only: $6,000.00
|
2006 Copyright © «Automotives.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания Автомобильная промышленность, развитие, история, предприятия автомобильной промышленности. Диагностическое оборудование. Технические справочники. Продажа автооборудования. Книги для начинающих и опытных автолюбителей. | Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой | Партнёрская программа для магазинов. | Скрипты Nevius. | Продвижение сайтов 1ПС. | Хостинг Valuehost.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика