Автолигбез, советы автолюбителям. Все про автопромышленность.

Как правильно «читать» дорогу

Видеть самому и быть видимым другим — в этой краткой формуле заключен важнейший принцип безопасности дорожного движения. Дей ствительно, если вы не видите пешехода, идущего наперерез движению вашего автомобиля, и он смотрит совсем в другую сторону, то ни о какой безопасности не может быть и речи. А ведь подобные ситуации возникают очень часто. В чем же здесь причина? Техническое совершенствование автомобилей за последние годы значительно опередило развитие возможностей человека по управле нию ими. Информационная насыщенность современного дорожного движения и высокие скорости автомобилей значительно повышают требования к своевременному и правильному восприятию обстановки.
Органы зрения и механизмы зрительного восприятия у людей прак тически не изменились за последние несколько тысяч лет. В условиях интенсивного городского движения у водителя все чаще наступает ин формационная перегрузка — он начинает пропускать важную информа цию, в результате чего принимает неверные решения, приводящие порой к дорожно транспортному происшествию.
Можно ли считать причиной происшествий недостатки зритель ных возможностей водителя и напряженность дорожного движения? Очевидно, нет. И вот почему. В подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способ ности и не переоценивал их. Для этого он должен управлять автомо билем так, чтобы избежать ситуаций, требующих чудес восприятия, т.е. использовать свое зрение наиболее рациональным образом. Мно гие водители даже не задумываются над тем, правильно ли наблюдают за дорогой.Что же дают рациональные приемы наблюдения с точки зрения безопасности движения? Во первых, возможность увидеть опасность заранее и избежать ее, имея необходимые для этого время и простран ство. Во вторых, гарантировать себя от пропуска важных объектов до рожно транспортной обстановки. И наконец, значительно уменьшить умственное и физическое напряжение, связанное с управлением авто мобилем. Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгля да воспринимать всю обстановку сразу. Чтобы осмыслить дорож но транспортную обстановку, надо сконцентрировать свое внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности управления автомо билем элементах. К ним относятся:

+ дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика, дорожная разметка;

+ дорожные условия;

+ поведение и состояние других участников дорожного движения. Хотя их расположение и характер в различных ДТС различаются, можно рекомендовать общие правила наблюдения за дорожно транс портной обстановкой.
Правильное наблюдение — это концентрация внимания в области центра пути движения своего автомобиля, рациональное чередование быстрых осмотров дорожно транспортной обстановки с более длитель ным рассматриванием наиболее важных объектов, постоянный кон троль обстановки сзади и сбоку автомобиля.
Представьте путь движения своего автомобиля как полосу про странства на дороге, равную ширине автомобиля и располагающуюся впереди него. Исследования показали, что опытные водители выдер живают нужное направление движения своего автомобиля, ориентиру ясь на область дороги вблизи центра пути движения.
Центр пути движения представляет собой условную точку, располо женную впереди на пути движения автомобиля, в которой водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени. Эта точка становится как бы целью движения в данный момент. Она постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля. При наблюдении за различными элементами дорожно транспорт ной обстановки взгляд опытного водителя после фиксации на отдель ных объектах или событиях постоянно возвращается в область центра пути движения. Его расположение зависит от условий движения. Обыч но он находится посередине полосы движения, если автомобиль дви жется по прямому участку дороги. При движении по подъему или закруглению дороги центр пути движения располагается в месте, где будет находиться автомобиль, когда водитель закончит прохождение данного участка дороги.

Итак, первое правило

: выдерживайте траекторию движения своего автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения.
Подтверждением правильности использования центра пути дви жения как лучшего ориентира для оценки расположения автомобиля на проезжей части являются результаты нескольких специальных ис следований, которые были проведены при помощи киносъемки. По лученные результаты показали, что водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко или к центру дороги, или к обочине.

Правило второе

. Смотрите как можно дальше вперед. Это поможет вам заранее заметить появившуюся опасность.
Начинающие водители обычно смотрят на дорогу непосредствен но перед капотом своего автомобиля, поэтому почти ничего не видят впереди. Нужно с самого начала заставлять себя отрывать взгляд от дороги перед капотом и переводить его дальше вперед так, чтобы пе ред возникновением опасности вовремя ее увидеть и успеть, если надо, остановить автомобиль. Это значит, что смотреть надо на расстояние больше, чем остановочный путь вашего автомобиля. Ведь вам нужно успеть заметить появившуюся опасность, оценить ее и решить, что делать, реализовать свое решение.
Определим более точно расстояние опережающего наблюдения. В городе достаточно смотреть на 1-2 перекрестка вперед. При движе нии за городом рекомендуем вам смотреть вперед на расстояние, кото рое вы пройдете за 12 с, двигаясь с имеющейся скоростью.
Возможно, такой способ измерения для вас несколько непривычен, но, научившись им пользоваться, вы сможете точно определять расстояние, правильно наблюдать и контролировать дистанцию. Этот способ значительно точнее, чем измерение расстояния в метрах, ведь при этом нужно учитывать еще и скорость, а она постоянно меняется. Итак, учимся определять расстояние в секундах. Для этого замечаем какой нибудь неподвижный объект в области, где располагается наш взгляд (например, столб, стоящий автомобиль, линия разметки и т.д.), и начинаем считать: «одна тысяча один, одна тысяча два» и так далее до одной тысячи двенадцати. Получим 12 с. Если вы доехали до объек та, не досчитав до «одна тысяча двенадцать», то надо перевести взгляд еще дальше вперед. Почему опытные водители стараются висеть обста новку впереди на расстоянии, равном 12 с? 12 с — это то время, кото рое необходимо для обнаружения и оценки характера опасности и принятия решения до того, как объект опасности попадет в зону ваше го торможения. Для торможения автомобиля до полной остановки в нормальных условиях при скоростях более 60 км/ч требуется время свыше 3 с. При ухудшении дорожных или атмосферных условий время полного тор можения автомобиля может увеличиться вдвое. После вычитания из 12 с времени неприкосновенного запаса, требуемого водителю для пол ного торможения (примем его равным 4 с), остается 8 с. Но ведь объ ект опасности может двигаться навстречу вашему автомобилю. Допустим, что он движется со скоростью, равной вашей. Тогда на вос приятие, оценку и принятие решения остается 4 с. Это тот минимум, который обычно стараются иметь в запасе опытные водители.
Вторая составляющая правильного наблюдения — это рациональ ное чередование быстрых осмотров обстановки с более длительным рассмотрением наиболее важных объектов. Причем наблюдение ве дется не только за проезжей частью дороги, но и около нее. Это поз волит вам заранее увидеть пешеходов, собирающихся переходить дорогу, а также транспортные средства, выезжающие с примыкающих дорог. Основная цель наблюдения — поиск опасностей. Поэтому ваши гла за должны быть активны, т.е. находиться в постоянном движении. Они как бы «ощупывают» всю окружающую обстановку.

Отсюда правило третье.

Активно наблюдайте за изменениями обстановки не только на проезжей части дороги, но и около нее.Четкое восприятие возможно только при использовании централь ного зрения. Область центрального зрения ограничивается конусом с углом 3 в горизонтальной плоскости. Однако острота зрения доста точно хороша в пределах 10 15 . В вертикальной плоскости эти углы в 2 раза меньше. Объекты, не попавшие в поле центрального зрения, могут быть обнаружены при помощи бокового зрения, которое, прав да, не дает четкого восприятия их формы и деталей, однако позво ляет быстро обнаружить движущийся объект.
Наиболее распространенная ошибка при наблюдении в дорож но транспортной обстановке — это длительная концентрация вни мания (рассматривание) на объектах, не представляющих особой важности с точки зрения безопасности (номерные знаки автомоби лей, внешность водителей, пассажиров и т.п.). Из за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часто только пробегает ее глаза ми. Ведь движение глаз требует времени. Например, для перевода и фиксации взгляда с крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 с. В ночное время, а так же при искусственном освещении еще больше. За это время автомо биль при скорости 60 км/ч пройдет около 17 м. Эти несложные расчеты показывают, что, рассматривая второстепенные объекты, вы рискуете наехать на другого участника движения, которого просто не заметили.
Чтобы избежать таких ошибок, используйте центральное зрение только для рассматривания важных, с точки зрения безопасности дви жения, объектов. Но и на этих объектах не следует слишком долго концентрировать внимание. Если вы на длительное время (более 1 с) сконцентрировали свое внимание на каком то одном, пусть даже очень важном, на ваш взгляд, объекте, вы рискуете пропустить внезапно появившуюся в другом месте опасность.

Правило четвертое.

Не задерживайте свой взгляд длительное время на одном объекте.
Довольно много ДТП происходит из за того, что водитель не увидел движущееся сзади транспортное средство. Причина в неумении пра вильно пользоваться зеркалом заднего вида и объединять в целостное представление то, что вы видите впереди своего автомобиля, с тем, что увидели в зеркале заднего вида.Наблюдать за обстановкой сзади надо несколько раз в минуту с по мощью быстрых взглядов в зеркало заднего вида. При этом обращать внимание на следующее: а) не слишком ли мала дистанция до транспортного средства, дви жущегося за вами;
б) нет ли транспортных средств, водители которых начинают обгон или опережение вашего автомобиля;
в) нет ли транспортных средств, догоняющих вас на большой ско рости. Не стоит смотреть в зеркало заднего вида слишком долго, особенно если вы движетесь за лидирующим автомобилем, ведь он может неожи данно и резко начать тормозить. Взгляд в зеркало заднего вида должен быть быстрым. Всегда проверяйте обстановку сзади и сбоку перед началом движе ния или перестроением. Не создаете ли вы своим маневром помех для движения других участников ситуации. Наблюдать за обстановкой сбо ку надо с помощью зеркала бокового вида и поворота головы. Особое внимание обращайте на присутствие транспортных средств в «слепой»
зоне. Перед торможением всегда проконтролируйте обстановку сзади че рез зеркало заднего вида. Особенно это важно в следующих случаях: а) вы замедляете движение, увидев на дороге опасность, которая, может быть, не видна водителю автомобиля, следующего за вами. На пример, вы поворачиваете за угол дома и видите автомобиль, стоящий на полосе вашего движения, б) вы собираетесь свернуть на примыкающую дорогу или во двор; в) вы останавливаетесь, чтобы заехать на стоянку.

Правило пятое.

Постоянно наблюдайте за обстановкой сзади и сбоку своего автомобиля.
Это позволит вам иметь целостное представление о том, что про исходит вокруг вас. Особенно важно знать о присутствии, направле нии и скорости движения всех участников, находящихся рядом, хотя они в данный момент и не пересекают путь вашего движения.

Правило шестое.

Перед перестроением, поворотом или выездом на главную дорогу по крайней мере два раза проконтролируйте, свобод но ли место, которое вы хотите занять.Наблюдая за автомобилем, движущимся по дороге или полосе, на которую вы хотите выехать, вы можете не заметить то, что дви жущийся впереди вас автомобиль остановился, и наехать на него при повороте.

Правило седьмое.

Чем больше ваша скорость, тем больше должна быть область дороги, которую вы контролируете.
При увеличении скорости движения видимая область обстановки впереди уменьшается. Поэтому на больших скоростях ваш взгляд дол жен быть более подвижным. Не концентрируйте его в одной точке. Осматривайте обстановку сбоку.

Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*

$15,600.00 (32 Bids)
End Date: Friday Jul-26-2019 21:12:40 PDT
|
1957 Chevrolet Other Pickups Deluxe 1957 Chevy Custom Truck RatRod

$5,100.00 (9 Bids)
End Date: Monday Jul-29-2019 13:30:26 PDT
|
1967 Ford Mustang Coupe 1967 Ford Mustang Coupe

$2,950.00
End Date: Tuesday Aug-6-2019 20:11:06 PDT
Buy It Now for only: $2,950.00
|
1962 Chevrolet Other Pickups deluxe I1962 GMC pickup V6 4sp 9ft bed deluxe truck but rusty. like apache

$3,550.00 (16 Bids)
End Date: Friday Jul-26-2019 17:11:27 PDT
|
1938 Chevrolet Other Pickups 1938 Chevrolet pick-up 1/2 ton

$7,499.00 (0 Bids)
End Date: Wednesday Jul-24-2019 19:33:26 PDT
|
1966 Ford Mustang Base 1966 Ford Mustang Fastback 2+2

$23,495.00 (10 Bids)
End Date: Tuesday Jul-23-2019 16:24:30 PDT
|
1956 Chevrolet Other Pickups 1956 Chevrolet 3100 Pro Street Blown 800 HP Big Block Air Conditioning

$18,000.00 (19 Bids)
End Date: Friday Jul-26-2019 20:08:07 PDT
|
1969 Chevrolet Corvette Convertible classic vintage chrome side pipes chevy bbc manual transmission red white black

$5,300.00 (22 Bids)
End Date: Friday Jul-26-2019 20:03:25 PDT
|
2006 Copyright © «Automotives.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания Автомобильная промышленность, развитие, история, предприятия автомобильной промышленности. Диагностическое оборудование. Технические справочники. Продажа автооборудования. Книги для начинающих и опытных автолюбителей. | Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой | Партнёрская программа для магазинов. | Скрипты Nevius. | Продвижение сайтов 1ПС. | Хостинг Valuehost.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика